За семнадцать лет работы в AutoCAD, причем в совершенно различных областях
(от сантехники до геологии), выработались приемы работы, которые я немного
систематизировал и теперь предлагаю вниманию терпеливому пользователю
AutoCAD.
Примечание: некоторые советы покажутся пользователю, который знает только современные AutoCAD, несколько странными..., но остальным они пригодятся.
Общие рассуждения
Изучение нового AutoCAD или иного комплеса программ желательно начинать
с путешествия по меню и иконкам (желательно без исключений) и чтения
всплывающих надписей и справочных строк к ним (внизу экрана), полезно
также прочитать хотя-бы заголовки справки к программе. Вы получите общее
представление и наметите себе, на какие команды (программы) следует
обратить внимание. Почему-то все жалеют на это время и, в конечном итоге,
тратят во много раз больше времени на рутинные задачи, которые можно
сделать в секунды, применив установленные средства. Полезно также прочитать
и read-me по новой версии.
На мой взгляд, следует использовать нерусифицированную версию AutoCAD
по следующим мотивам: новые русифицированные версии появляются намного
позже оригинальных, да и русификация их оставляет желать лучшего, какая-то
смесь русского с английским; команды в оригинале короче, что важно при
наборе с клавиатуры; да и знание лишних 200-400 слов языка международного
общения в жизни не помешает. А тем, кто не знаком с английским, напечатана
куча книг по AutoCAD на русском.
Главное. В организации должны быть разработаны стандарты работы в
AutoCAD, которые следует соблюдать ВСЕМ.
В организации, а в идеале по каждой специальности, должен быть энтузиаст
и знаток AutoCAD, который бы следил за новинками в интернете, занимался
обучением коллег по работе, обновлял и настраивал AutoCAD, и в идеале программировал.
Конечно, руководители должны соответственно его стимулировать, поскольку
выигрыш в производительности труда будет весьма значительный.
А сколько интересного есть в интернете, например, на форумах dwg.ru, caduser.ru и на других сайтах...
Настройка AutoCAD (команда Options)
Во вкладке File можно посмотреть пути к меню, темплетам и др., и при необходимости откорректировать их (например, место хранения файлов автосохранения и др.)
Во вкладке Display рекомендуется установить размер перекрестия AutoCAD
в 100%, а также подкорректировать фонт и размер шрифта для окна команд
(рекомендую Lucida Console, Size 8).
Во вкладке Open and Save следует проверить период автосохранения чертежа (поставить 20-30 мин).
Во вкладке User Preferences рекомендуется включить оба флажка в разделе Windows standard behavior и нажав на кнопку Right-click customization установить режимы: Repeat last command, Shortcut menu, Enter.
И так далее, например размер и цвет ручек (grips)... Примечание: Вообще-то, некоторые настройки следует изменять осмотрительно, прочитав предварительно Help, или спросив у более опытных пользователей.
Краткие рекомендации
по ускорению работы в AutoCAD
Вызов команд AutoCAD предпочтительно следует выполнять в следующей последовательности:
I. нажатием клавиши (комбинации клавиш) на
клавиатуре или кнопке мыши, которые определенны в разделах меню Acceleration
и Buttons; II. набором алиаса команды, определенного
в файле ACAD.PGP, с последующим нажатием на клавишу Enter, пробел или
правую кнопку мыши; III. кликом на иконку команды (стандартную
или определенную для конкретных целей пользователем); IV. выбором команды из меню или набором команды
с клавиатуры.
Распечатка раздела Acceleration меню и алиасов команд первое время
должна быть всегда перед глазами. Используя набор с клавиатуры можно
увеличить скорость выбора команды не менее чем на 25% по сравнению с
использованием иконок, а по сравнению с меню еще больше (мои ощущения).
Полезно иметь под рукой распечатки фонтов со специальными символами,
типов линий и штриховок, этим обеспечивается наглядность выбора нужной
информации.
Не пожалейте денег на мышь с колесом прокрутки, а лучше мышь с дополнительной
4-ой кнопкой , она намного облегчает операции по зуммированию и сдвигу
изображения на экране, ведь на это тратится очень много времени.
Используйте при открытии нового чертежа собственные прототипы чертежа
(темплеты), с уже определенными в нем слоями, стилями текста и размеров,
рамками и др.
Установите в AutoCAD очень полезное бесплатное расширение Express Tools.
Не пренебрегайте возможностями DesignCenter (команда ADCENTER), который
весьма облегчает манипуляции с поименованными объектами. Можно перетащить
нужные блоки, слои и др. из других чертежей в текущий.
По возможности выполняйте отрисовку объектов используя цвет, тип
и вес линии по слою (BYLAYER). Каждый слой должен содержать только однородную
информацию.
При обмене объектами между чертежами полезна команда COPYBASE, особенно
если чертежи выполнены в одном масштабе и в одних координатах.
Все линии таблиц, тексты, позиционные линии и другие изображения без
координат отрисовывайте в узлах привязки (SNAP), при этом обеспечивается
выравнивание текстов и облегчается дальнейшее редактирование.
Иногда проще скопировать текст (например, нули) с заданным выравниванием
в ряд колонок таблицы с дальнейшим редактированием по программе CT (особенно
последовательных цифр с суффиксами и/или префиксами) или команде DDEDIT,
чем отрисовывать их по одному командой DTEXT.
Шире используйте для редактирования GRIPS (ручки, блоки захвата),
особенно для отдельных объектов, полилиний и атрибутов блоков.
Чтобы случайно не испортить информацию при редактировании следует-
замкнуть слои, на которых она отрисована. Особенно это удобно при редактировании
объектов командой STRETCH.
Иногда проще отрисовывать объекты на служебном слое 0 и потом разносить
их по нужным слоям (программа SEEL и подобные), чем вычерчивать их, задавая
каждый раз новый текущий слой.
Изменять свойства набора объектов по типу уже отредактированного очень
удобно командой MATCHPROP или программой IP. Особенно при передаче свойств
текста, штриховок и размеров, имен и масштабов блоков и др.
Шире используйте для выбора набора объектов с заданными свойствами
прозрачную команду Acad ‘FILTER, которая допускает и логические операции
при выборе. Всегда легче отредактировать свойства сразу всех объектов,
чем по одному.
При необходимости сгладить полилинию используйте преимущественно опцию
Fit, при этом сглаженная линия будет точно проходить через определенные
пользователем точки. Ломаную, «псевдосглаженную» полилинию можно сразу
отрисовать по программе RP.
Не оцифровывайте информацию (например, топопланы) на дигитайзере,
гораздо удобнее и точнее это выполнить на экране, вставив отсканированное
изображение в чертеж и выровняв его по известным точкам (команда ALIGN,
средства CadOverlay и других программ).
Имея базу данных с координатами объектов и другими данными (например,
файл XLS), легко отрисовать нужные вам объекты AutoCAD (программа CREATE)
или наоборот сбросить информацию об объектах в текстовой файл (программа
INSP2TXT, команда AutoCAD Eattext) для пополнения базы или ее обработки.
И, наконец, как только вы начинаете делать что-то однообразное, подумайте,
может уже существует программа на просторах WWW для автоматизации этих
рутинных действий, или ее можно быстро написать, или, что еще забавнее, она уже установлена на компьютере.
Цвет экрана (Screen color)
Не следует устанавливать цвет экрана в пространстве модели (Model),
в котором выполняется основная часть работы, отличным от черного. При
работе с черным экраном меньше будут уставать глаза, да и лучше будут
видны ошибки в чертеже при переходе в пространство листа (Layout). Хотя
некоторые пользователи предпочитают серые или зеленые оттенки цвета.
Слои (Layers)
Объекты чертежа должны отчерчиваться на определенных слоях (или разноситься
на них) в зависимости от вида информации, которые они несут.
Рекомендуется новые чертежи начинать в темплете чертежа с заранее
определенными слоями.
Перед началом работ над проектом продумайте систему слоев, чтобы
было удобно работать вам, и абракадабра в именах слоев не доставляла
головной боли смежникам. Не следует давать имя слоя из нескольких букв
или цифр понятных только разработчику чертежа, имя слоя должно нести
смысловую нагрузку.
Для того чтобы однородная информация помещалась в списке слоев последовательно
(AutoCAD выводит их в алфавитном порядке), а также для использования фильтра
по именам слоев, для слоев с унифицированными данными следует использовать
одинаковые префиксы. За префиксом следует уточнение назначения слоя
(суффикс).
Набирайте имена слоев в верхнем регистре, не стоит напрягать глаза
разглядывая мелкий шрифт. Разделение префиксов и суффиксов имен слоев
можно выполнять через символ «_» или иной.
Примечание: Так как ввод команд, как правило, выполняется
на английском языке, то и имена слоев рекомендуется назначать на английском
языке, при этом: не нужно дополнительно переключать клавиатуру; слово
на английском чаще короче; заодно осваивается язык; да и кто знает,
может ваш проект заинтересует иностранцев и все равно придется заниматься
переводом слоев. Опять же проблема с русской буквой Б в имени нового
слоя то исчезает, то появляется снова.
Примеры использования префиксов и суффиксов для имен слоев приведены
в таблице:
Имя сокращенно
Полное английское название
Характеристика
СТАНДАРТНЫЕ ИМЕНА СЛОЕВ
0
-
Служебный слой. Предназначен только для временного
хранения информации и обмена между чертежами (рекомендуется назначать
ему цвет 2 - Yellow).
VIEWPORT_
-
Рамки видовых экранов. Слои, как правило, на печать
не выводятся.
СOMMENT_
-
Ремарки, пояснения и другая информация (например:
по интенсивности закраски по цветам, масштабам, и др. для вывода
чертежа на плоттер). Располагать информацию, как правило, следует
под штампом и не мельчить. Слои, как правило, на печать не выводятся.
STAMP_
-
Рамки, штампы, имена файлов
ПРЕФИКСЫ К ИМЕНАМ СЛОЕВ
TOPO_
TOPOGRAPHY
Топография
GEOL_
-
Геологическая информация (контуры, жилы, и др.)
HOLE_
-
Скважины (положение, имена, и другие данные)
FILL_
-
Заполнение контуров цветом (штриховка SOLID)
GP_ (ГП_)
-
Генеральный план (далее марки СПДС)
AR_ (АР_)
-
Архитектурные решения
VK_ (ВК_)
-
Внутренний водопровод и канализация
СУФФИКСЫ К ИМЕНАМ СЛОЕВ
532, 10
-
Отметки горизонтов, шаг горизонталей и др.
ELEV
ELEVATION
Отметки, горизонты
FAULT
-
Разломы
HATCH
-
Штриховки
STREAM, RIVER
-
Ручьи, реки
TEXT или TXT
-
Текстовая информация, может добавляться и к другим
суффиксам
PLAN_3 (ПЛАН_3)
-
План 3-го этажа
DOORS (ДВЕРИ)
-
Двери
DIM (РАЗМЕРЫ)
-
Размерные линии
NOPLOT
-
Информация, которая не должна быть выведена на
печать, но важна для построений, информации и др.
ПРИМЕРЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ СЛОЕВ
TOPO_2
-
Топография. Горизонтали через 2 м.
TOPO_ELEV
-
Топография. Отметки.
TOPO_GRID
-
Топография. Сетка координат.
TOPO_RIVER
-
Топография. Реки.
FILL_FAULT
-
Заливки. Разломы (можно добавлять номер цвета,
и интенсивность заливки при печати, например FILL_FAULT_130-50).
Комплект ВК. План 3-го этажа. Водопровод и горячее
водоснабжение. (Используются марки сетей по СПДС)
Обозначения слоев (и их основные свойства) для одинаковой информации
и одного проекта (однородных чертежей) должны быть строго одинаковы.
При этом разные настроечные файлы используются в одном варианте (например,
файлы с описаниями цветовой гаммы при печати, сортировки и др.).
Разнесение информации по слоям выполняют с таким расчетом, чтобы
можно было получить необходимый чертеж (заготовку для смежников, упрощенный
вариант чертежа и др.) просто выключив ненужные слои.
Иногда легче отрисовать объекты на служебном слое 0, а затем разнести
их по нужным слоям. Можно использовать для переноса (копирования, просмотра,
удаления) объектов со слоя на слой программу SEEL. Просмотр слоев хорошо
организован в AutoCAD, команда LAYWALK (Express).
Типы и вес (толщина) линий (LineTypes, LineWeight)
Рекомендуется использовать следующие стандартные типы линий AutoCAD,
которые необходимо привести к Российским стандартам (см. например, KAI.LIN):
Continuous (сплошная), Hidden (пунктирная), Dashed (пунктирная уширенная),
Dot (точечная), Center (осевая).
Типы линий должны определяться для масштаба линий 1 (Ltscale=1) и
масштаба чертежа 1:1 (для планов и карт 1:1000).
При очистке чертежа по команде PURGE эти типы линий удалять не следует,
вполне вероятно, что они понадобятся при дальнейшем редактировании чертежа.
Имена других линий должны нести смысловую нагрузку о типе линий,
размеру штрихов и др. (пример: HIDDEN2-1 пунктирная с размером штриха
2 ед. и пропуском в 1 ед.). Полезно включить распечатку типов линий,
применяемых в организации, в стандарт предприятия.
Рекомендуется включать в темплет чертежа все стандартные и широко
используемые в организации типы линий. Убрать ненужные определения линий
всегда легче (команда Purge), чем заново загрузить их.
С появление в AutoCAD понятия LineWeight жизнь пользователя значительно
облегчилась. При необходимости вывести на печать линии (текст) с разной
толщиной рекомендуется группировать их в разные слои и задавать объектам
требуемую величину LineWeight по слою. Действительную толщину линий
всегда можно посмотреть переключившись в пространство листа.
Явную толщину линиям удобно задавать программой WIDTH, которая автоматически
преобразует линии, дуги и окружности в полилинии с шириной.
Выполнять чертежи следует, как правило, типом линии BYLAYER.
Уменьшить размер чертежа, который содержит значительное количество 2-D полилиний (старого образца) можно преобразовать их в облегченные недокументированной командой CONVERTPOLY (по Н.Н.Полещуку).
Цвета (Color)
Цвета назначаются исходя из геологических и других стандартов, учитывая
цвета плоттера (принтера). В пределах проекта, группы чертежей, все
цвета (и интенсивности заливок) должны быть одинаковы.
Текущий цвет рекомендуется установить BYLAYER. Если необходимо задать
объектам явный цвет, следует сделать это после отрисовки.
Для точного назначения интенсивности цветов для печати рекомендуется
отпечатать цветовые палитры для разных интенсивностей (см. файл AcadColorTable.dwg
и соответствующие файлы CTB).
Стили текста (TextStyle)
Для текста следует использовать только фонты UNICODE, все остальные
фонты (например, используемые в AutoCAD 13) лучше не применять или перекодировать
в UNICODE (при наличии исходных файлов SHP). Иначе чертежи не смогут
прочитать ваши смежники за рубежом, у которых на компьютере естественно
не кодовая страница ANSI 1251.
В чертеже лучше использовать простые фонты AutoCAD или других разработчиков
(SHX), а если задать им соответствующий вес, то и при печати они выглядят
весьма прилично. Лучше применять фонты, которые содержат все символы,
используемые при создании чертежей. Быстрый, но примитивный фонт AutoCAD
TXT.SHX смотрится лучше в сжатом и наклонном виде.
Я, например, использую модифицированный мной фонт RUSSAU.SHX (оригинал
RUSS.SHP January 1989, by Glukhovsky Raf), который имеет мягкое очертание
и кроме латинского и русского шрифта содержит в своем составе греческие
символы и ряд других специальных символов (например: знаки сортамента,
промилле, верхние и нижние индексы и др.), что позволяет формировать
строку текста не прибегая к возможностям MTEXT и используя один шрифт.
Для этого фонта приняты следующие обозначения стилей текста:
Фонт (имя файла)
Стиль текста
Описание и применение
RUSSAU.SHX
STANDARD
Простой шрифт. Ширина 1.0, угол наклона 0. (для
текста)
То же
08
То же сжатый. Ширина 0.8, угол наклона 0. (для
текста при экономии места)
То же
ITA
Простой наклонный шрифт (italic). Ширина 1.0,
угол наклона 15. (для текста)
То же
ITA08
То же сжатый, ширина 0.8 (для текста при экономии
места)
Другие стили должны включать в описание имя (или аббревиатуру) фонта,
например: TIME; TIME-ITA08; CYR-08; COURIER-CONST2 (шрифт с постоянной
высотой букв).
Применение фонтов TTF (TrueType) следует ограничивать из-за медленной
обработки их ACADом. Применение их оправдано только для презентационных
чертежей. При применении шрифтов TTF можно сначала выполнить все чертежные
работы в шрифтах SHX (которые обрабатываются значительно быстрее), предварительно
выяснив коэффициент масштабирования SHX к TTF и задав для стиля SHX
соответствующую ширину, а затем на конечном этапе переопределить стили
SHX на стили фонтов TTF.
Стили на основе фонтов TTF некорректно отображаются на видовых экранах
(особенно когда заданы секущие плоскости), в этом случае лучше использовать
фонты SHX двойного и тройного начертания.
Не следует применять в чертеже более 3 разных фонтов.
Высоту символов шрифта следует назначать, чтобы при выводе на печать
она была не менее:
- 1.5 мм для цифр и прописных букв (при недостатке места и, как правило,
для простых фонтов SHX);
- 2.0 мм для текстов (только при недостатке места);
- 2.5 мм для прочих текстов.
Рекомендуется в темплете чертежа определить часто применяемые стили
текста.
Единицы измерения, углы (Units, Angles)
Не следует назначать точность вывода расстояний и углов менее чем
в 2-3 значащих цифры (команда UNITS), иначе вы можете быть введены в
заблуждение при просмотре координат, длин и углов в текстовом окне.
Все чертежи, как правило, должны выполняться в пространстве модели
в реальном масштабе: для единицы измерения метр (М1:1000) и для единицы
измерения миллиметр (М1:1). При этом вам не нужно задумываться над переводом
расстояний из одного масштаба в другой при задании длины новых объектов,
все элементы чертежа легко переносятся без масштабирования из одного
чертежа в другой. Изменение масштаба для печати легко выполнить в пространстве
листа.
Координаты изображения на чертеже должны соответствовать координатам
местности (если таковые имеются).
Если чертеж планируется выводить на печать в другом масштабе, тексты,
блоки и другие элементы чертежа должны быть соответственно масштабированы
в пространстве модели.
Тексты (Text, Mtext)
Для простых однострочных текстов не следует применять команду MTEXT
(если только не требуется в строке применить несколько фонтов и цветов
для символов). Тем более, что в стандартном редакторе MTEXT (до версии Acad 2007) иногда видишь
какую-то абракадабру. В некоторых случаях при работе с MTEXT удобнее
пользоваться другим текстовым редактором, например Notepad, MtmdEdit (автор Мансур Мамкин) и др., (для этого
имя программы-редактора следует задать системной переменной MTEXTED).
Выравнивание текста при его создании следует назначать, помня о возможной
корректировке или масштабировании текста. Например: для высотных отметок горизонталей,
символов в окружностях и др. следует выбирать выравнивание MC (MiddleCenter),
для текста в таблицах – Left, Center или Right и т.д., иначе выравнивание
текста следует назначать исходя из того, в какие стороны он может быть
увеличен без дополнительного перемещения по команде MOVE.
Цветная заливка и штриховка, сортировка объектов
Контуры для заливок (штриховок) лучше выполнять простыми несглаженными
полилиниями, все линии границ контура должны быть доведены друг до друга.
Заливки рекомендуется располагать в обособленных слоях, для каждого
цвета свой слой. Иногда полезно вместе со штриховкой автоматически создавать
и контур области штриховки.
При наличии набора готовых контуров, которым назначены соответствующие
свойства, в том числе и Z-координата, заливки (и другие штриховки) удобно
делать программой HC1, которая выполняет заливки с наследованием свойств
контура.
Заливки не должны перекрывать друг друга, иначе могут возникнуть
сложности при редактировании их. Можно допустить отступление от этого
только для одной (преобладающей по площади или сложности) заливки, в
этом случае она должна быть по всей площади участка (рамки) заливок,
а отдельные заливки для нее внутри можно не выполнять.
Файл с описанием цветов и их интенсивности *.CTB, как правило, создается
один на проект (группу чертежей) и по окончании работ должен быть скопирован
до архивирования или рассылки в тот же директорий, что и чертежи.
Однако следует в чертеже или файле READ-ME давать описание закрасок
по типу 240-220-45% (цвет в чертеже – цвет при печати – интенсивность)
или 10-35%, поскольку файлы CTB имеют свойство теряться в самый неподходящий
момент.
Для больших по площади заливок следует использовать только бледные
оттенки цветов. Иногда вместо использования 256 цветов и назначения
интенсивности для заливок (файл СТВ), проще назначить заливке цвет True
Color, при этом не нужно формировать файл CTB.
Красота многоцветного чертежа во многом зависит от того, в какой
последовательности объекты перекрывают друг друга при печати. Можно
конечно использовать команду AutoCAD DRAWORDER, но для сложных чертежей
с большим количеством слоев (геологических планов и т.п.) это практически
нереально, лучше использовать программу DWGORDER, которая выполняет
сортировку объектов по очередности цветов, задаваемому пользователем
в текстовом файле (или команду Express CDORDER).
Штриховку лучше выполнять раздельно для каждого отдельного контура,
этим облегчается дальнейшее редактирование чертежа. При определении
штриховок (команда HATCH) не применяйте мышь для нажатия кнопки OK,
лучше нажимайте клавишу ENTER. Недопустимо разбиение штриховки на отдельные
примитивы.
Если AutoCAD не может выполнить штриховку указанной сложной области,
легче всего скопировать линии контура на свободное место, соединить
их в одну полилинию, заштриховать, указывая на этот контур, и, наконец,
переместить его на прежнее место.
Не забывайте, что команда BOUNDARY сработает некорректно, если объекты,
которые она анализирует, находятся на разных плоскостях. Полезно также
перед запуском команды выключить слои, не учавствующие в определении
контуров, увеличить изображение на экране до внешнего контура и выполнить
команду REGEN. Если предполагается создавать контуры как полилинии,
выключите слои, где находятся сплайны и эллипсы.
Если что-то не заладилась со штриховками, уточните значение переменной
MEASUREMENT, для метрической системы должна быть равна 1.
Полезно иметь перед глазами распечатку штриховок файла ACADISO.PAT,
которую легко выполнить по программе PAT.
Если используется пользовательский набор метрических штриховок (ACADISO.PAT),
то можно использовать стандартный набор метрических штриховок AutoCAD
переименовав стандартный файл ACADISO.PAT в ACAD.PAT и назначив переменной
MEASUREMENT значение 0.
Иногда (например, для геологии, или когда нет нужной штриховки в
файле *.PAT) штриховку лучше выполнять блоками без атрибутов по программе
MINS_HATCH. В этом случае в контуре будут только целые объекты штриховки
(без обрывков) и всегда можно каждый объект штриховки (блок) удалить,
переместить и т.д. Преимущество программы и в том, что она позволяет
повернуть каждый блок штриховки на случайный угол (например для штриховки
риолитов).
Блоки и атрибуты (Blocks and Attributes)
Повторяющиеся элементы чертежа (например: геологические индексы, условные
обозначения пород, точки опробования, элементы топографии и др.) следует
выполнять блоками. Этим достигается однообразное выполнение всех одинаковых
элементов, легкое переопределение их при необходимости по всему чертежу
(см. команды Express) и уменьшение размера файла.
Атрибуты следует использовать для блоков, у которых имеется переменная
текстовая информация, например: скважины с номером и высотной отметкой; пробы
с номером и содержанием элементов и т.п. Атрибуты при необходимости
можно сделать невидимыми, используя системную переменную ATTMODE.
Всегда легко считать координаты вставки блоков и текстовую информацию
в атрибутах в текстовой файл для дальнейшей обработки ее в EXCEL, SURFER
и др. И наоборот, информацию о блоке из текстового файла можно использовать
для создания блоков с атрибутами или без них (программа CREATE).
При определении блока не следует использовать линии для подчеркивания
атрибутов, т.к. атрибуты легко перемещаются при помощи GRIPS (ручек),
а линии можно переместить только вместе с блоком. Если в блоке есть
только одни атрибуты, рекомендуется точку вставки блока обозначать объектом
POINT и помещать его на отдельный служебный слой, который не выводится
на печать.
Блок, все объекты которого планируется разместить на одном слое,
должен создаваться на слое 0 (что позволяет легко переносить его в случае
необходимости на другие слои), а отрисовываться на нужном слое. Блоки
предпочтительно определять единичного размера, а при вставке задавать
нужный нужный масштаб вставки блока. Цвет объектов блока лучше задавать
BYLAYER или BYBLOCK, при этом в дальнейшем будет легко поменять его
на нужный.
Блок, объекты которого будут размещаться на определенных слоях, должен
создаваться после того, как объекты будущего блока будут размещены по
нужным слоям.
Переопределение клавиш и алиасы команд
Переопределение клавиш клавиатуры для запуска наиболее часто применяющихся
команд выполняется через главное меню AutoCAD (файл ACAD.MNS, раздел
ACCELERATION). Это наиболее быстрый метод вызова команды на выполнение,
поскольку не требует дополнительного подтверждения клавишей Enter. Для
AutoCAD 2006 и далее описание раздела ACCELERATION лучше сохранить в
MNU файле и подгружать его по команде MENULOAD.
Алиасы для команд AutoCAD (и других программ, которые дополняют команды
AutoCAD) описываются в файле ACAD.PGP.
Переопределение клавиш и алиасы команд должны быть, как правило,
одинаковыми на всех компьютерах организации. Этим исключается время
привыкания при переходе с компьютера на компьютер (в том числе и для
консультаций).
Маленькие хитрости AutoCAD
Если вам нужно поработать в локализованной версии AutoCAD, а привыкли
вы к английской версии, запустить оригинальную команду можно набрав
ее в командной строке со знаком подчеркивания (например: _LINE, _COPY...).
Для открытия сразу нескольких файлов (например, DWG, XLS и пр.) выберите
их в проводнике (удерживая клавишу Ctrl) и вызвав правой кнопкой мыши
всплывающее меню, выберите пункт Open (открыть).
Зуммирование (ZOOM, увеличение - уменьшение) изображения - поворот
колесика мыши, перемещение изображения (PAN) - сдвиг мыши при нажатом
колесике, двойное нажатие колесика - зуммирование до пределов (ZOOM
Extents)
Для выбора перекрытого объекта используйте средство циклического выбора
(нажав клавишу CTRL, или CTRL-пробела для Acad >2007, при выборе
объекта). В последних версиях Acad появилось новая кнопка 'Selection
Sycling' (в статусной строке).
При выборе объектов и нажатой клавише Shift выполняется исключение
объектов из набора.
Действуют также и стандартные для системы сочетания Ctrl+C (копирование
в буфер), Ctrl+V (вставка из буфера), Ctrl+X (вырезание в буфер), Ctrl+Tab
(переключение между несколькими открытыми чертежами), а в диалоговых
окнах (например, Layers) Ctrl+A - выполнит выбор всех строк в списке
(например, слоев).
Сочетание Shift+Правая кнопка мыши - вызывает меню объектных привязок.
В зависимости от того, где находится курсор, при нажатии на правую
кнопку мыши вызывается соответствующее меню. На иконке - список линеек
иконок, в командной строке - выбор из списка последних выполненных команд
и окно настроек AutoCAD и т.д.
Клавиши 'стрелка вверх' и 'стрелка вниз' вызывают в командную строку
ранее введенные строки (удобно при наборе команд и выражений вручную).
Выбор объектов для команд TRIM и EXTEND удобнее выполнять по опции
Fence. Удалять объекты снаружи (внутри) контура лучше всего по команде
EXTRIM (для AutoCAD 15 из Express).
Сглаженные сплайном полилинии легко превратить в обычные ломаные полилинии,
разбив ее командой BREAK на две, при этом узлы новых полилиний будут
лежать по линии сплайна.
Меню (Menu)
Изменение положения стандартных пунктов меню AutoCAD категорически
не рекомендуется. Допускается только добавление пунктов или групповых
меню пользователя.
Стандартные панели иконок (TOOLBARS) не рекомендуется нагружать иконками
из других панелей AutoCAD. При необходимости лучше сделать собственную
панель и разместить на ней все необходимые для работы иконки (стандартные
и собственного изготовления).
В новых Acad появилось новшество в интерфейсе (лента или Ribbon),
вместо обычного меню. Лично мне это новшество не по душе, уж больно
много места на экране занимает, предпочитаю устанавливать классическое
рабочее пространство (Workspaces = Autocad Classic).
Прототипы чертежей (*.DWT)
В прототипе чертежа (темплете) заранее определяются стандартные слои,
стили текстов и размеров, загружаются основные типы линий, определяются
нужные блоки, устанавливаются системные переменные (хранящиеся в чертеже)
и делаются другие установки.
Можно также снабжать прототип рамками и штампами и/или помещать другие
графические объекты.
Для разных видов чертежей (проектов) создаются свои прототипы чертежей.
Пример: файлы KAI.DWT (строительство), GEOL_DH.DWT (геология).
Оцифровка сканированных планов и чертежей
Перед сканированием следует нанести на бумагу точную координатную
сетку или опорные точки (с расстояниями между точками), по которым в
AutoCAD можно будет выровнять и отмасштабировать имидж (по команде ALIGN
или используя средства специализированных программ, например, CadOverlay, Raster Design и др.).
Сколь точным не был оригинал, имидж все равно будет потянут, поэтому
оцифровку, чтобы не терять точность, следует выполнять отдельными участками,
каждый раз выравнивая сканированное изображение по опорным точкам по
команде ALIGN или "натягивая" имидж на 4 и более точки средствами
CadOverlay или подобным пакетом.
Оцифровку (обводку) непрямолинейных линий оригинала следует выполнять
полилиниями, причем узлы полилинии проставлять с таким расчетом, чтобы
линия, как правило, не выходила за пределы толщины линии оригинала.
Сглаживать полилинии не рекомендуется, но при необходимости таковой
следует обращать особое внимание на 2 начальных и 2 конечных участка
полилинии, их следует оцифровывать без резких изломов. После сглаживания
полилинии обязателен контроль ее нового местоположения.
Для убыстрения оцифровки полилиний можно использовать программы RP
для плавных контуров и RB для полилиний с прямыми углами. Оцифровка
топопланов облегчается программами CLIFF (откосы и обрывы), TOP-EL (высотные отметки),
TOP-NETS (сети).
Оцифровку геологических карт и схем рекомендуется начинать с разломов,
затем залитых цветом геологических контуров и далее наносить другую
информацию. Полилинии контуров должны точно оканчиваться на линии разломов
и других контуров, для этого следует использовать привязки к объектам
или обрезать (удлинять) отрисованные контуры. В последующем будет облегчена
штриховка (заливка) геологических контуров.
Горизонталям, и при необходимости другим объектам планов с известной
высотной отметкой, следует назначать координату Z (см. программу CHELEV и TOP_EL).
Конечно, выполнять профили по цифровой модели лучше всего в специальных
программах (типа LandDesktop или Civil), но когда их нет быстро выполнить
профиль сети можно с использованием следующих программ:
MAKEPROF – отрисовка линии земли по горизонталям с Z координатой
или по задаваемым пользователем данным;
DRAWGRAD – отрисовка линий с заданными уклонами и/или высотными отметками,
а также формирование графы «Расстояние – уклон»;
DISTLAO – простановка длин участков;
ELSIGN – простановка высотных отметок.
Для трехмерных объектов для установки вида и системы координат по
заданной линии профиля или отметкам горизонтов используется программа
GEOL_DH.
Точность выполнения чертежей
Старайтесь по возможности вычерчивать объекты по точными размерам,
это облегчит дальнейшее редактирование и образмеривание объектов. Приблизительное
вычерчивание допустимо только для объектов, не имеющих точных координат,
и для схем.
Все объекты плана, имеющие координаты (сетка, скважины, здания и
т.д.) должны выполняться точно по координатам.
Вывод на плоттер
Для экономии бумаги и чернил промежуточные распечатки лучше делать
в режиме DRAFT. и только тех областей, которые необходимы для работы
(без рамок и штампов). Посылать на плоттер, как правило, несколько чертежей
сразу (начиная с меньшего по размеру).
При распечатке готовых чертежей иногда лучше сделать PLT файлы, а затем
печатать нужное количество экземпляров (например, набрав команду ‘COPY
ИмяФайла LPT1’ в командной строке программы FAR, NORTON или подобных).
Научитесь использовать пространство листа для подготовки чертежа
для печати, особенно это актуально, если чертеж в модели выполнен в
масштабе 1:1, а требуется при печати вывести различные его участки в
разных масштабах, или требуется распечатать несколько видов, которые
расположены в разных системах координат. Не забывайте после установки
нужного масштаба видового экрана запретить зуммирование в видовом экране
(свойство Display locked – Yes).
Применять интенсивность заливки более 70% для больших площадей чертежа
не рекомендуется.
Перед выводом на плоттер стоит проставить в левом нижнем углу выходные
данные файла (путь, имя файла, и др.) программой FN или средствами AutoCAD.
Легче будет искать впоследствии файл чертежа.
Имена файлов и папок
В целях быстрого поиска информации (файлов) при отсутствии исполнителя
можно рекомендовать использовать следующую иерархию директориев (папок):
• Диск или один из директориев для рабочих файлов;
•• Название местности, для которой выполняется проект или шифр проекта;
••• Стадия проекта, с добавлением года при необходимости;
•••• Раздел проекта;
••••• Подраздел проекта.
Имена файлов и директориев следует по возможности давать латинскими
символами. Может чертежи попадут на сервер, который до сих пор не понимает
по-русски или придется отдавать информацию зарубежным партнерам.
Имена файлам и директориям следует давать смысловые, слава богу, эпоха
8 символов в имени ушла в прошлое.
Не следует хранить в одной папке разнородную информацию, например,
сваливать в кучу планы, профили, записки, базы данных и т.п. (за исключением
случаев, когда программное обеспечение требует одного рабочего директория).
Настоятельно рекомендуется создать в каждой папке файл README (особенно
по окончании работ над проектом), в который занести краткую информацию
о файлах и данных этой папки (наименование проекта, стадия разработки,
фамилии исполнителей, даты, источники получения данных и другие сведения).
В каталог проекта не мешает скопировать файлы CTB, ORD, нестандартные
фонты, имиджи и другие файлы, на основе которых выполнялась печать,
сортировка объектов и пр. (см. команды AutoCAD Pack, Etransmit).
Надежность
Даже если ваш компьютер питается от источника бесперебойного питания,
все равно задайте в OPTIONS автосохранение чертежа, например через 20-30
мин. Хоть AutoCAD и достаточно надежная программа, но и он иногда зависает
(правда в основном из-за «окошек»).
А уж о необходимости резервного копирования столько говорится…
Изучение документации
Полезно изредка просматривать уже прочитанные руководства по AutoCAD,
всегда найдешь что-то новое в опциях команд, приемах работы.
Обязательно просмотрите все команды AutoCAD, многие из них вам будут совершенно не нужны, но земля вертится, а вдруг понадобятся.
Много неприятностей пользователям создают системные переменные, поэтому
нужно помнить если не имена переменных, то хотя бы то, что они существуют,
и на что влияют. Прочитайте документацию о них хотя бы один раз.
Избранные переменные
В данной таблице представлены только переменные, сохраняемые в чертеже,
которые на мой взгляд доставляют много неприятностей пользователю.
Рекомендуемая величина переменной для метрической системы приведена
в графе ‘Значение’.
Имя переменной
Значение
Описание
ATTMODE
1
Нормальная видимость атрибутов (невидимые не показываются)
DIMZIN
0
Подавление вывода незначащих нулей. 8 – подавлять,
0 – нет.
ELEVATION
0
Текущая Z координата. Все новые объекты отрисовываются
на этой высоте.
EXTNAMES
1
Разрешает имена объектов длиной 255 символов.
FILLMODE
1
Объекты с шириной заливаются (широкие полилинии,
solid и др.)
INSBASE
0,0,0
Точка вставки для чертежа. Используется при вставке
чертежа как блока.
INSUNITS
0
Единица измерения при вставке из DesignCenter.
LIMCHECK
0
Объекты могут создаваться за пределами заданных
лимитов чертежа.
MEASUREMENT
1
Типы линий и штриховки в метрической системе (вызов
файла штриховок acadiso.pat)
MIRRTEXT
0
Не переворачивает текст по команде Mirror.
PLINEGEN
1
Генерирует штрихи на полилинии без учета узлов.
PSLTSCALE
1
Сохраняет одинаковую длину штрихов в пространстве
модели и на виде в пространстве листа.
QTEXTMODE
0
Показывает символы текстов, а не прямоугольники
вокруг строк.
SNAPANG
0
Угол наклона узлов привязки и сетки.
SNAPBASE
0,0
Начало координат для узлов привязки и сетки
SNAPTYPE
0
Отключение полярной привязки.
SORTENTS
Метод сортировки объектов (см. команду Options
вкладка User Preferences)
SPLFRAME
0
Не показывать контрольную линию для сплайнов.
SPLINESEGS
8
Число дополнительных узлов при создании сплайна
полилинии.
THICKNESS
0
Текущая величина толщины при создании 3-х мерных
объектов.
UCSBASE
“World”
Имя ПСК, которое определяет начало координат и
ориентацию ортогональных проекций.
UCSNAME
Имя текущей системы координат (ПСК).
И еще несколько системных переменных, которые сохраняются в конфигурации (registry) AutoCAD и важны для работы:
Имя переменной
Значение
Описание
ATTDIA
1
Вывод диалогового окна для заполнения атрибутов
при вставке блока (иначе - в командной строке)
DRAGMODE
2
Показывать контуры объектов при перемещении (копировании)
FILEDIA
1
Вывод диалогового окна для выбора имя файла (при
значении 0 - ввод имени файла осуществляется в командной строке)
LAYLOCKFADECTL
0
Приглушение цвета для замкнутых объектов (по умолчанию
50)
MBUTTONPAN
1
Поддержка режима PAN для колесика
мыши
PICKFIRST
1
Допускает предварительный выбор
объектов (до выполнения команды)
PLINETYPE
2
Создаются облегченные полилинии (и при открытии
чертежа 2D полилинии заменяются на облегченные). Позволяет уменьшать
размер чертежа и время обработки полилиний.
TEXTFILL
1
Шрифты TrueType заливаются,
иначе - показываются только контуры символов
VTDURATION
0
Зуммирование экрана выполняется без задержки.
при полном или частичном использовании материалов сайта
ссылка на источник обязательна